Онлайн-торговля на маркетплейсах: основные тенденции

Онлайн-торговля на маркетплейсах: основные тенденции

Рассмотрим итоги работы маркетплейсов за 2023, который представили аналитики из Tinkoff Data.

В центре исследования такие площадки, как Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon, KazanExpress, Мегамаркет, AliExpress.

Основные итоги продаж 2023 года

Ключевые моменты, которые были проанализированы за весь прошедший год:

  • число покупок за год;

  • средний чек за год;

  • количество площадок;

  • расчет товарного запаса.

Проанализировав всю информацию, специалисты пришли к таким выводам:

  • по сравнению с 2022 годом совокупный объём трат на площадках за 2023 год в 1,5 раза больше;

  • общее количество транзакций выросло на 63%;

  • увеличилась активность жителей других регионов. В лидерах - Москва и Санкт–Петербург, но теперь отгрузка заказов происходит и в другие регионы, которые сильно активизировались;

  • средний чек за год снизился на 10%;

  • самая популярная площадка по количеству совершаемых покупок – Wildberries. Второе место – Ozon. Конкурентный анализ указывает, что именно на этих маркетплейсах совершается  более 80% продаж;

  • на 8% стало больше продавцов на маркетплейсах;

  • количество селлеров, ведущих деятельность на двух и более площадках, также увеличилось. Средний показатель – 17%.

Как изменилась потребительская активность?

По итогам 2023 года маркетплейсы продолжили оставаться основным двигателем онлайн-торговли. Увеличение объема трат на этих площадках в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом свидетельствует о сохраняющемся интересе потребителей к онлайн-шопингу. Безусловно этому способствует ряд факторов:

  • развитие альтернативных каналов поставок;

  • улучшенные условия доставки;

  • удобство использования;

  • расширение сети пунктов выдач и автоматизация продаж на маркетплейсах.

Наибольший прирост транзакций зафиксирован на таких торговых площадках, как:

  • Мегамаркет (в 4,3 раза);

  • Wildberries (в 2 раза);

  • Ozon (в 1,6 раза).

Средний размер чека на одних площадках пошел в рост, а на других - в минус. Например, самый высокий средний чек (около 5000 рублей) отмечен у пользователей Мегамаркета, а низкий - (683 рубля) — на KazanExpress.

Средний показатель бизнес-активности

Небольшой спад за 2023 год отмечается у продавцов. Их прирост на маркетплейсах снизился. Только на трёх площадках этот показатель увеличился:

  • Яндекс Маркет (+62%);

  • Мегамаркет (+42%);

  • Ozon (+30%).

Касательно Wildberries, то здесь количество активных продавцов снизилось на 5%. В то же время на этой площадке работает наибольшее количество продавцов. Показатель – 51%. На втором месте - Ozon (+35%), и третье – Яндекс Маркет (12%).

Замедление темпов увеличения количества продавцов связано с высоким оттоком среди мелких игроков, которые не смогли достигнуть определённых оборотов. Причина – динамическое ценообразование и резкий рост цен.

В то же время следует отметить и положительную тенденцию. Рынок онлайн-торговли становится более зрелым. Вместо неопытных продавцов свою нишу занимают профессионалы, которые уверенно ведут свой бизнес, укрепляют позиции и одновременно торгуют на нескольких площадках. Управление заказами на разных платформах – это важный показатель.

Самой привлекательной площадкой для старта в бизнесе выступает Wildberries. Согласно данным, 63% продавцов выбрали именно эту площадку для своего первого размещения. Хотя в начале 2023 года цифры были иные. Тогда на первом месте находилась площадка Ozon, и только в конце года лидеры поменялись местами. Яндекс Маркет для старта выбирает 7% продавцов.

Популярность маркетплейсов в разных регионах

Многие жители разных городов России стали более активными в онлайн-шопинге на маркетплейсах. Об этом свидетельствует показатель увеличения транзакций на электронных площадках. Существенный прирост наблюдается в таких городах, как: Омск (+91%), Новосибирск (+79%), Челябинск (+79%), Волгоград (+75%), а также Красноярск (+88%).

По количеству объёмов покупок в лидерах Красноярск (+70%). Чуть ниже показатели в городах: Омск, Уфа, Новосибирск, Челябинск, Казань. В Москве зафиксирован наименьший рост: всего 41%.

Почему жители других регионов за последний год стали так активно проявлять интерес к разным маркетплейсам? В первую очередь этому способствовало развитие логистических сервисов.

Подбивая итоги всего вышесказанного, можно отметить хороший рост онлайн-торговли на маркетплейсах по всех показателях:

  • увеличение объема покупок в 1,5 раза);

  • увеличение количества транзакций в 1,6 раз;

  • расширение географии торговли: доля региональных продавцов достигла 67%.

Маркетплейсы быстро адаптируются к новым условиям, расширяя свои складские и логистические центры. Такая тенденция в свою очередь хорошо мотивирует продавцов, которые могут распределять свои товары по разным складам. Сейчас выгодно ввести торговлю одновременно на нескольких маркетплейсах. У продавцов, которые к своему арсеналу подключили вторую площадку, выручка увеличивается в 3 раза, а аудитория расширяется на 45%. Главное настроить правильное управление каталогом, рассчитать свои возможности и прибыль. Единственный момент - это двойная нагрузка на продавца, так как нужно будет отработать управление документооборотом. Плюс такой момент, как обмен номенклатурой и синхронизация остатков и цен: сбор этой информации также требует времени, но экономическая выгода очевидна.

Самые горячие тренды e-commerce 2023 года в России и мире
Маркетплейс против интернет-магазина – 5 преимуществ собственной торговой площадки