Онлайн-торговля на маркетплейсах: основные тенденции
Рассмотрим итоги работы маркетплейсов за 2023, который представили аналитики из Tinkoff Data.
В центре исследования такие площадки, как Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon, KazanExpress, Мегамаркет, AliExpress.
Основные итоги продаж 2023 года
Ключевые моменты, которые были проанализированы за весь прошедший год:
-
число покупок за год;
-
средний чек за год;
-
количество площадок;
-
расчет товарного запаса.
Проанализировав всю информацию, специалисты пришли к таким выводам:
-
по сравнению с 2022 годом совокупный объём трат на площадках за 2023 год в 1,5 раза больше;
-
общее количество транзакций выросло на 63%;
-
увеличилась активность жителей других регионов. В лидерах - Москва и Санкт–Петербург, но теперь отгрузка заказов происходит и в другие регионы, которые сильно активизировались;
-
средний чек за год снизился на 10%;
-
самая популярная площадка по количеству совершаемых покупок – Wildberries. Второе место – Ozon. Конкурентный анализ указывает, что именно на этих маркетплейсах совершается более 80% продаж;
-
на 8% стало больше продавцов на маркетплейсах;
-
количество селлеров, ведущих деятельность на двух и более площадках, также увеличилось. Средний показатель – 17%.
Как изменилась потребительская активность?
По итогам 2023 года маркетплейсы продолжили оставаться основным двигателем онлайн-торговли. Увеличение объема трат на этих площадках в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом свидетельствует о сохраняющемся интересе потребителей к онлайн-шопингу. Безусловно этому способствует ряд факторов:
-
развитие альтернативных каналов поставок;
-
улучшенные условия доставки;
-
удобство использования;
-
расширение сети пунктов выдач и автоматизация продаж на маркетплейсах.
Наибольший прирост транзакций зафиксирован на таких торговых площадках, как:
-
Мегамаркет (в 4,3 раза);
-
Wildberries (в 2 раза);
-
Ozon (в 1,6 раза).
Средний размер чека на одних площадках пошел в рост, а на других - в минус. Например, самый высокий средний чек (около 5000 рублей) отмечен у пользователей Мегамаркета, а низкий - (683 рубля) — на KazanExpress.
Средний показатель бизнес-активности
Небольшой спад за 2023 год отмечается у продавцов. Их прирост на маркетплейсах снизился. Только на трёх площадках этот показатель увеличился:
-
Яндекс Маркет (+62%);
-
Мегамаркет (+42%);
-
Ozon (+30%).
Касательно Wildberries, то здесь количество активных продавцов снизилось на 5%. В то же время на этой площадке работает наибольшее количество продавцов. Показатель – 51%. На втором месте - Ozon (+35%), и третье – Яндекс Маркет (12%).
Замедление темпов увеличения количества продавцов связано с высоким оттоком среди мелких игроков, которые не смогли достигнуть определённых оборотов. Причина – динамическое ценообразование и резкий рост цен.
В то же время следует отметить и положительную тенденцию. Рынок онлайн-торговли становится более зрелым. Вместо неопытных продавцов свою нишу занимают профессионалы, которые уверенно ведут свой бизнес, укрепляют позиции и одновременно торгуют на нескольких площадках. Управление заказами на разных платформах – это важный показатель.
Самой привлекательной площадкой для старта в бизнесе выступает Wildberries. Согласно данным, 63% продавцов выбрали именно эту площадку для своего первого размещения. Хотя в начале 2023 года цифры были иные. Тогда на первом месте находилась площадка Ozon, и только в конце года лидеры поменялись местами. Яндекс Маркет для старта выбирает 7% продавцов.
Популярность маркетплейсов в разных регионах
Многие жители разных городов России стали более активными в онлайн-шопинге на маркетплейсах. Об этом свидетельствует показатель увеличения транзакций на электронных площадках. Существенный прирост наблюдается в таких городах, как: Омск (+91%), Новосибирск (+79%), Челябинск (+79%), Волгоград (+75%), а также Красноярск (+88%).
По количеству объёмов покупок в лидерах Красноярск (+70%). Чуть ниже показатели в городах: Омск, Уфа, Новосибирск, Челябинск, Казань. В Москве зафиксирован наименьший рост: всего 41%.
Почему жители других регионов за последний год стали так активно проявлять интерес к разным маркетплейсам? В первую очередь этому способствовало развитие логистических сервисов.
Подбивая итоги всего вышесказанного, можно отметить хороший рост онлайн-торговли на маркетплейсах по всех показателях:
-
увеличение объема покупок в 1,5 раза);
-
увеличение количества транзакций в 1,6 раз;
-
расширение географии торговли: доля региональных продавцов достигла 67%.
Маркетплейсы быстро адаптируются к новым условиям, расширяя свои складские и логистические центры. Такая тенденция в свою очередь хорошо мотивирует продавцов, которые могут распределять свои товары по разным складам. Сейчас выгодно ввести торговлю одновременно на нескольких маркетплейсах. У продавцов, которые к своему арсеналу подключили вторую площадку, выручка увеличивается в 3 раза, а аудитория расширяется на 45%. Главное настроить правильное управление каталогом, рассчитать свои возможности и прибыль. Единственный момент - это двойная нагрузка на продавца, так как нужно будет отработать управление документооборотом. Плюс такой момент, как обмен номенклатурой и синхронизация остатков и цен: сбор этой информации также требует времени, но экономическая выгода очевидна.