Маркетплейс против интернет-магазина – 5 преимуществ собственной торговой площадки

Как показала статистика 2022 года, объём покупок, выполненных через онлайн-ресурсы, увеличился на треть, составив внушительные 5,17 трлн. руб. При этом, согласно информации, которую собрали специалисты «Ассоциации компаний интернет-торговли», на долю маркетплейсов различного вида пришлось 45% онлайн-покупок, что больше почти на 6% год к году. Казалось бы такой стремительный рост торговых площадок делает реализацию продукции через маркетплейс весьма перспективной. Однако крупные торговые онлайн-площадки имеют множество особенностей и ограничений, что существенно уменьшает возможности для манёвра в конкурентной борьбе при представлении своего товара.
В данной статье продавцу на маркетплейсе будут представлены аргументы, почему необходима разработка интернет-магазина.
Политика и правила маркетплейса - зависимость от условий оплаты и акций
Любой из имеющихся на данный момент популярных маркетплейсов придерживается политики строгого регулирования ценообразования. Та же ситуация с акциями, скидками и другими инструментами для представления нового товара и конкурентной борьбы. В некоторых случаях сама торговая платформа практикует принудительное участие в акциях и распродажах, причём без предварительного согласования или даже предупреждения продавцов. Такие меры негативно сказываются на уровне рентабельности коммерческой деятельности.
Вторым важным фактором является постоянное изменение правил использования торговой площадки. Администрация маркетплейса может вводить штрафные санкции, платную доставку, полную предоплату заказа и т.п. Это негативно сказывается на мотивации покупателей, которые отказываются от приобретения товара на таких жёстких условиях.
Блокировка продавца ещё один весьма распространённый негативный фактор. При этом причины блокировки могут быть самыми незначительными. Начиная от некорректного оформления карточки товара или сопроводительного контента и заканчивая чуть более длительным временем ответа на запрос покупателя. В этом смысле политика торговой площадки может быть как лояльной по отношению к продавцу, так и весьма жёсткой. Однако в обоих случаях зависимость от постороннего вмешательства существенно повышает риск коммерческой деятельности. Поэтому наличие интернет-магазина и собственная B2B-платформа это идеальный вариант реализации товара. Так как проводя свою собственную политику, можно рекламировать свой товар и реализовывать его любым приемлемым для себя способом.
Внедрение новых методов реализации товара
За размещение продукции на маркетплейсах взимается комиссия. А если прирост заказов недостаточно динамично увеличивается, на продавца могут накладываться штрафы. Поэтому оригинальные идеи по привлечению потенциального покупателя, которые могут и не сработать, лучше реализовывать на собственных "бесплатных" онлайн-площадках.
В этом случае срабатывает экономическая целесообразность. Если разместить на маркетплейсе несколько сотен или даже тысяч позиций, то за каждую из них будет изыматься комиссия. Поэтому выходить на такие площадки с совершенно новым товаром, неизвестным широкому кругу пользователей, крайне рискованно. Если товар сразу же не будет обладать высокой маржинальностью, то электронная торговля продавца довольно быстро уйдёт в минус. В этом случае выгоднее проводить эксперименты с новыми гипотезами о реализации товаров в собственном интернет-магазине. Даже при отсутствии SEO-продвижения сайта естественного трафика будет достаточно для тестирования новой гипотезы реализации товаров.
Использование Rich-контента
У маркетплейсов предусмотрены одинаковые условия для оформления карточки товара. Максимум на что можно рассчитывать - это несколько стандартизированных шаблонов для товаров различного назначения. В то же время современные тенденции привлечения потенциальных покупателей идут к исчерпывающим описаниям товара - так называемому Rich-контенту.
Примером такого товара может служить детское питание. В соответствии с законодательствами некоторых стран продавец должен предоставлять исчерпывающую информацию о составе, а также упомянуть о пользе грудного вскармливания. Для этого необходима специальная карточка товара, которая обеспечит более детализированное описание, публикации научных исследований, видеоинтервью с экспертами и т.п. Ни один маркетплейс на данный момент не предоставляет такого рода возможности.
На страницах собственного интернет-магазина продавец может разместить любой объем и вид Rich-контента, а также завести под отдельный товар собственный блог, где покупатели будут высказывать свои мнения и предоставлять информацию об использовании.
Продвижение бренда
Интернет-магазин - не просто площадка для реализации товаров. Такой сайт по сути является лицом организации. Его можно и нужно оформить в соответствии с корпоративным стилем. Таким образом у постоянных клиентов будут возникать устойчивые позитивные ассоциации, благодаря чему будет повышаться конкурентоспособность бренда и осуществляться его продвижение на рынке. Также на страницах интернет-магазина можно рассказать о стратегиях и политике компании, истории её развития и т.п.
Связь с потенциальными покупателями без посредников
Воспользовавшись услугами интернет-магазина и выполнив регистрацию, покупатель предоставляет свои контактные данные продавцу. Их можно использовать для формирования рассылок с акциями, коммерческими предложениями и другой актуальной информацией. Это позволяет воздействовать на клиентскую базу напрямую. Выявлять потребности потенциальных покупателей и более эффективно формировать для них соответствующие предложения.
Подводя итоги
Что выбрать продавцу? Маркетплейс, который предоставляет доступ к сотням тысяч потенциальных покупателей или собственный интернет-магазин, нуждающийся в поддержке и предварительном продвижении. Как показывает практика для успешного ведения коммерческой деятельности по продажам необходимо иметь и то, и другое. В этом случае маркетплейс будет выступать в качестве основного канала сбыта. А через интернет-магазин можно будет проверять гипотезы и более подробно рассказывать о своём бренде, формируя собственную клиентскую базу.