Что такое нишевой маркетплейс

Онлайн-торговля давно уже стала неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Год от года электронная коммерция показывает неуклонный рост.
По прогнозам электронной биржи NASDAQ к 2040 г. 95 % всех покупок будут делать через интернет.
Покупатели и продавцы с удовольствием пользуются такими преимуществами электронной коммерции, как:
-
легкий и приятный процесс покупки;
-
понятная система онлайн-заказа;
-
отсутствие необходимости выходить из дома;
-
большой ассортимент товаров всех категорий.
Однако при этом они сталкиваются и с проблемами - например, сложность поиска и вынужденная конкуренция с eCommerce-гигантами. Поэтому все большое распространение получают альтернативные платформы или нишевые маркетплейсы, предоставляющие удобную возможность сфокусироваться на узкой ЦА и конкурировать на более свободном специализированном рынке.
Нишевой маркетплейс - это обычная онлайн-платформа, специализирующаяся на продаже товаров в узкой рыночной нише. Крупнейшие eCommerce-платформы, как Вайлдберриз или Озон, предлагают широкий ассортимент самых разнообразных товаров. В то же время нишевые маркетплейсы более ориентированы на специализированный сегмент рынка (например, инструменты или автозапчасти).
В нишевом маркетплейсе можно приобрести изделия, удовлетворяющие достаточно специфические потребности какой-либо группы пользователей. На них можно купить уникальные продукты по тем или иным причинам не доступные на гигантских универсальных платформах.
В России существует большое количество нишевых маркетплейсов в самых разных сегментах рынка. Можно упомянуть Lamoda, предлагающую покупателю только одежду и обуви, Леруа Мерлен с большим ассортиментом стройматериалов, «ВсеИнструменты.ру» с товарами для ремонта и строительства.
Преимущества нишевых маркетплейсов
Давайте рассмотрим, выгоды нишевых маркетплейсов, их сильные стороны и преимущества.
Благодаря узкосегментированному предложению нишевые маркетплейсы не конкурируют с крупнейшими игроками в eCommerce. Это позволяет продавцам обратить больше внимания на предоставление уникальных услуг или продажу специализированных товаров, которые будут востребованы пусть у ограниченной, но зато денежной аудитории.
Узкий сегмент потребителей заинтересован только в специфических продуктах. Нишевые маркетплейсы достаточно хорошо знают потребности своей ЦА. Дальнейшее изучение потребительского поведения клиентов ведет к более успешным продажам. Специализация таких площадок показывает большую экспертность продавца в конкретной товарной категории.
Так как нишевые маркетплейсы отлично знают запросы и потребности своих клиентов, они предлагают еще более глубокий сервис. Здесь наблюдается эффективное взаимодействие между покупателями и продавцами. Например, на площадке могут быть реализованы более удобные опции и инструменты для поиска изделий, более специфичная фильтрация, сравнение товаров по более интересным для клиента узким характеристикам, а также связь с поддержкой характерная именно для этой категории клиентов.
Постепенно нишевые маркетплейсы становятся удобной платформой для развития сообщества, объединяющего экспертов, продавцов и покупателей с общими запросами и интересами. На форумах происходит обмен опытом, знаниями, рекомендациями, что привлекает новых потенциальных покупателей, способствует лояльности постоянных клиентов и создает теплую уникальную атмосферу.
Недостатки
Однако не стоит сломя голову открывать нишевой маркетплейс, так как и у них есть уязвимые места, которые нужно учитывать.
В отличие от универсальных крупных маркетплейсов, нишевые имеют все-таки ограниченную целевую аудиторию. Это приводит к, так называемому, и потолку продаж характерному для данного сегмента. Объем покупателей здесь будет все равно меньше, чем на универсальных платформах с широким спектром предложений.
Специализирующийся в узкой нише нишевой маркетплейс может столкнуться с естественными ограничениями в предложении и плохом разнообразии своего ассортимента. Внешне такая платформа перестает быть привлекательной для новых клиентов.
Как ни странно, но большую конкуренцию для узконишевых маркетплейсов представляют обычные розничные магазины. Из-за конкуренции может ухудшиться маржа прибыли, а также возникнут новые расходы на привлечение клиентов.
Маркетплейсы работающие в специализированных сегментах могут столкнуться с зависимостью от достаточно ограниченного количества поставщиков. Проблемы могут возникнуть в разных сферах: с качеством товаров, наличием складских запасов, ценовой конкурентоспособностью.
Сколько нишевых площадок в России и каков потенциал их развития
Динамика развития нишевых маркетплейсов в России идет в положительном направлении. Это происходит из-за ряда общих факторов, стимулирующих вообще всю eCommerce торговлю:
-
происходит неуклонный рост интернет-пользователей - все больше жителей России начинают покупать товары онлайн, пользоваться услугами доставки и этот тренд ускоряется с каждым годом. С увеличением числа интернет-пользователей пропорционально возрастает спрос на разные нишевые продукты;
-
электронная коммерция очень активно развивается. Большое количество малых и средних производителей и предпринимателей осознают плюсы онлайн продаж. Для специализированных продавцов нишевые маркетплейсы становятся особенно выгодным и интересным вариантом;
-
поиск бизнес уникальности - еще один тренд двигающий нишевую торговлю. Потребители ищут уникальные товары, отличающиеся от массового предложения. В нишах акцент идет на специализированную выборку продуктов.
Точное число нишевых маркетплейсов в России на сегодняшний день определить сложно, так как они находятся в процессе образования, роста и развития. Тем не менее, в любой практически нише можно найти несколько успешных специализированных платформ. Это могут быть производители ортопедических матрасов, спортивных товаров, правильного питания и пр. Также существует огромное множество региональных нишевых маркетплейсов, местных, локальных, предлагающих изделия изготовленные вручную и пр.
Рынок нишевых маркетплейсов в ближайшие годы будет только расти. По прогнозу экспертов Тинькофф, в течение следующих 4-5 лет возможно появление на российском рынке около сотни площадок. Из которых около 20 крупных B2B-платформа с годовым оборотом до миллиарда рублей и около 80 небольших. При этом с точки зрения гибкости и оперативности принятия решений, более плотного контакта с клиентами, способности моментально адаптироваться к изменениям на рынке малые и средние площадки электронной коммерции имеют преимущества перед крупными.
Среди причин быстрого роста объема нишевых маркетплейсов на рынке можно назвать появление проблем из-за недостаточно проработанного и дорогого параллельного импорта товаров, вызывающего такие проблемы, как демпинг и контрафакт. Сыграло роль и окончание пандемии, во время которой люди оценили возможности eCommerce торговли. В 2022 г. число нишевых маркетплейсов удвоилось. Прогнозируется, что в ближайшие 3 года динамика этого процесса останется положительной. Поэтому актуальной останется разработка нишевых маркетплейсов.